«Аркаим» разрабатывает экскурсионную программу для слабовидящих
Медиахолдинг «Гранада Пресс» провел пресс-конференцию «Особенности краеведения в Челябинской области». Как развивать интерес к родному наследию, городу и краю у школьников и студентов? Можно ли говорить о волнообразной популярности краеведения? Какие интересные проекты развивают на Южном Урале?По словам Надежды Коршуновой, декана исторического факультета, доктора исторических наук ЮУрГППУ, в развитие краеведения вносят свой вклад вузы, библиотеки, общественники, архив. «Само по себе историческое краеведение – это не столько история Урала, а история историй Урала. У нас очень мощное археологическое направление, мощная школа, касающаяся истории промышленности, социальной истории, Магнитогорск закрывает нишу, связанную с ролью Урала в годы Великой Отечественной войны. Что касается преподавания, то история родного края хромает. В вузах этот курс идет, но, если раньше он входил в межфакультетский блок общеисторических дисциплин, то сейчас в силу новых стандартов, этот курс ушел. В школах преподается история, есть учебники по краеведению, в том числе нашего ученого Николая Виноградова. Но в школе краеведение, если и преподается, то в качестве факультатива, не везде, делается это обрывочного, системного механизма преподавания в школах нет», – подчеркнула спикер.
«Проблемы есть и будут, потому что мы развиваемся и не стоим на месте, в рамках программ переподготовки мы прорабатываем позиции из нормативных документов и учебников, но и выходим на практические позиции. У нас работают дети в архиве, чтобы лично познакомиться с документами, развито музейное направление: Государственный исторический музей, исторический парк «Россия – моя история» открывают много площадок, проводят открытые уроки с интерактивными элементами», – говорит Юлия Маковецкая, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО.
В заповеднике «Аркаим» привлекают школьников к археологическим раскопкам. «А как иначе можно прикоснуться к истории? Я считаю, что акцент стоит делать не только на школьников, но и на остальных южноуральцев. Сегодня мы замахнулись на такую новую сферу как работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья, – рассказывает Антон Бубнов, начальник отдела популяризации культурного наследия историко-культурного заповедника «Аркаим». – Мы сотрудничаем с челябинской библиотекой для слепых, понимаем друг друга с полуслова. Сейчас разрабатываем экскурсионную программу, посвященную Каменному веку Южного Урала. У нас есть музейный объект – археологическая реконструкция жилища эпохи энеолита. Такие поселения встречались на территории Казахстана, Челябинской области. Жилище будет адаптировано под людей с нарушениями зрения, сделано в натуральную величину, наполнена керамической посудой. Хотим изготовить стенды со шрифтом Брайля, на 3D-принтере будем отпечатывать реплики каменных орудий труда. Люди с нарушениями зрения смогут вместе с экскурсоводом попасть в помещение, изучить стены, полочки, почувствовать, где находятся полати, кострища, им дадут в руки копии предметов. Также мы хотим организовать силами сотрудников заповедника выездные мини-выставки по школам – будем показывать керамику, макет Аркаима, возможно, привезем какие-то оригинальные предметы, будем рассказывать о заповеднике».
Юлия Кузнецова, методист Детского дома творчества «Юность» им В.П.Макеева из Миасса, рассказала о реализации программ по краеведению, например, о проекте #Вершина 10.19. В нем приняли участие более ста человек. По итогам проекта ребята разработали информационный баннер, который установили партнеры на маршруте. Он пользуется большой популярностью у гостей. Наведя телефон на QR-код, они могут узнать самую полезную информацию о нашей территории».
В список новостей