454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
19.11.2020

Что знают об экологии современные дети

19 ноября в 12 часов в пресс-центре «Гранада Пресс» состоится онлайн пресс-конференция «Что знают об экологии современные дети». В качестве спикеров выступят: президент фонда защиты животных «Спаси меня» Карен Даллакян; член Общественной палаты Челябинской области, председатель совета региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин; блогер, журналист София Гудим; Артур Матис-Сиразеев, создатель Чистомэна; профессор кафедры химии, экологии и методики обучения химии ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Назар Назаренко; заместитель директора по учебно-воспитательной работе Областного центра дополнительного образования детей Анжела Таирова; заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра детского экологического города Челябинска Никита Калашников; педагог дополнительного образования биолаборатории «Ботаника» Дома детского творчества «Юность» имени академика В .П. Макеева (Миасс) Светлана Лесина.

«Все знают об экологических проблемах Челябинска и Челябинской области, — обратилась к участникам онлайн пресс-когнференции София Гудим. — Но мы забываем о бытовой экологии — наших привычках, которые могут усугубить состояние окружающей среды. Мне кажется, что работать со взрослыми людьми, конечно, нужно, но вместе с тем необходимо и младшее поколение учить гордиться нашим уникальным регионом, не мусорить на улице, сортировать отходы, потреблять осознаннее».

«Часто с понятием «экология» связывают только состояние атмосферного воздуха. Хотя частью окружающего мира являются животные, в том числе дикие, которые в настоящее время не защищены существующими законами», — поделился мнением известный зоозащитник Карен Даллакян. Его фонд «Спаси меня» помогает людям становится добрее ко всему живому. Образовательные и исследовательские организации могут использовать площадку фонда «Спаси меня» для просветительских и научных целей. В частности, студенты ЧелГУ проходят в нем практику по зоологии, школьники посещают «Уроки добра». По словам Карена Даллакяна, дети с интересом посещают приют «Спаси меня» и всем сердцем проникаются историями проблемами животных приюта.

Председатель совета региональной организации развития экологической культуры «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин призвал родителей показывать своим примером, как нужно заботиться об окружающей среде и поддерживать детские экологические инициативы. «Вначале должны появиться перерабатывающие мощности, затем инфраструктура для подготовки разделения отходов и третьим этапом является просвещение. Пока нет достаточной инфраструктуры для переработки мусора, внимание детей нужно обращать на то, что они действительно могут сделать», — добавил он. По мнению спикера, теория, которую дают в школе, обязательно должна подкрепляться возможностью применить знания практике. Дмитрий Закарлюкин рассказал об уникальном экспериментальном проекте, который общественная организация «Сделаем» запустила несколько лет назад. Он заключается в переработке пластиковых игрушек в пластиковые скейтборды. «Игрушка — это первая собственность ребенка. Осознанный акт передачи ее в переработку приносит первый опыт эффективного и правильного обращения с вещами», — пояснил он.

Артур Матис-Сиразеев, автор «Чистомэна», считает, что для воспитания правильного отношения к окружающей среде важно благоустройство территории: «Невозможно представить, что кто-то будет мусорить в красивом месте. Сама среда как будто бы запрещает это делать». Спикер поделился, что среди последователей «Чистомэна» есть и школьники: они по своей инициативе подбирают на улице мусор и выкидывают его в урну. Артур Матис-Сиразеев связывает это с тем, что подрастает новое поколение, которое интуитивно хочет жить в чистой среде. Отчасти положительно влиять на детей помогает и образ супергероя.

Отдельной частью обсуждения стало содержание образовательных программ. «Экологии как предмета нет в школьном образовании, — отметил профессор ЮУрГГПУ Назар Назаренко. — Основы экологии даются, прежде всего, на уроках биологии, а также в рамках изучения географии, ОБЖ, окружающего мира. К сожалению, экология слабо представлена в программе химии. Зато в проектной деятельности, в которой участвуют выпускные классы, экологии уделяется значительное внимание». «Школа вправе выделить часы на экологию из регионального компонента, — добавил заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра детского экологического города Челябинска Никита Калашников. — В Челябинске есть образовательные организации, которые так и поступили. Например, в школе №70, лицее №102 есть ведется экология как предмет. Для этого разработаны учебники».

Специалисты системы дополнительного образования отмечают, что за последнее время среди юных южноуральцев заметно возрос интерес к экологическим направлениям. Они подчеркивают, что программы допобразования, в отличие от школьной программы, выбираются самими детьми.

Так, программы естественнонаучной направленности открыты в Областном центре дополнительного образования детей. Ребята с интересом знакомятся с экологией родных мест, изучают основы здорового образа жизни. «Дополнительное образование работает не с конкретным ребенком, а со всей семьей. Наша задача — сформировать клуб по интересам, куда войдут люди, которые сами являются приверженцами экологических и здоровых привычек и прививают эти ценности детям», — прокомментировала заместитель директора центра Анжела Таирова. Она добавила, что программы экологической направленности самые популярные в ОЦДОД: на них записано 630 человек из 5 муниципалитетов. Национальный проект «Образование» позволил центру закупить современное оборудование, с помощью которого дети ставят эксперименты: цифровые микроскопы, экологические и полевые лаборатории.

Никита Калашников поделился мнением, что в регионе сохранены столетние традиции юннатского движения. В частности, Центр детский экологический города Челябинска — это правопреемник городской станции юных натуралистов. «В 90-е годы юннатское движение не пропадало, оно лишь потеряло популярность, — рассказал он. — Сейчас, наоборот, дополнительное экологическое образование становится все более востребованным среди детей. В нашем центре сегодня занимаются 950 детей, 3 года назад их было 700. Это значительный прирост. Особенно популярны программы, находящиеся на стыке естественнонаучных дисциплин». По его словам, раньше в нормативной базе не было закреплено экологическое образование. В октябре 2020 года региональное министерство образования и науки выпустило приказ об утверждении концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области.

В Доме детского творчества «Юность» (Миасс) в 2020 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» открылась биолаборатория «Ботаника». Новое оборудование позволяет детям под руководством педагогов проводить биологические исследования: определять чистоту воздуха, почвы и воды. Кроме этого, дети знакомятся с достижениями южноуральских ученых, сотрудничают с Ильменским заповедником и национальным парком «Таганай». В этом году ДДТ «Юность» стал опорной площадкой научно-образовательного общественно-просветительского проекта «Экологический патруль». Собранные данные мониторинга окружающей среды ребята отправляют в региональный центр. «Вместе с ребятами мы изучаем редкие виды, места их произрастания или обитания, в частности, орхидей. Информацию передаем в Ильменский заповедник для ведения Красной книги», — добавила Светлана Лесина.



 

Видеозапись пресс-конференции доступна на канале «Гранада Пресс» в YouTube: https://youtu.be/YVDB_-ANQLg



 

Цитаты

Блогер, журналист София Гудим: «Для современных школьников родители редко являются авторитетами, дети больше ориентируются на социальные сети. Среди российских блогеров тема экологии менее популярна, чем среди европейских. Не нужно ждать, когда забота об экологии станет трендом, действовать нужно сейчас. В период пандемии проблемы экологии обесцениваются. Но ерез 5-10 лет природный лимит будет исчерпан окончательно, и восстановить окружающую среду будет намного труднее. Хочу призвать педагогов подумать о дополнительном экологическом образовании, потому что это очень важно».

 

Председатель совета региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин: «В интернете можно найти много видео о том, насколько вредны выброшенные пластиковые крышки от бутылок. Птицы могут принять их за еду и съесть, а потом умереть от голода, ведь пластик не переваривается. Мы принимаем крышки, а деньги, полученные с их переработки, направляем в фонд помощи онкобольным детям «Искорка». Рассказ о том, что сданная в переработку крышечка может спасти чью-то жизнь, помогает детям включиться в проект. Во-первых, крышки маленькие, цветные, не ассоциируются с мусором, они чистые и их легко собирать. Во-вторых, дети больше воспринимают эмоциональные доводы, чем логические. Связка «собрал крышки — совершил акт благотворительности» как раз эмоциональная».

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра детского экологического города Челябинска Никита Калашников: «Мы стараемся использовать нестандартные и интересные способы обучения детей. Самый популярный и результативный формат — это так называемая 5-я учебная четверть, то есть летняя практика. Мы ходим в походы, совершаем сплавы. Находясь несколько дней на природе, ребята в полной мере видят всю ценность окружающего мира и учатся правильному природопользованию».

В список новостей