454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
18.09.2023

Промышленники, причастные к созданию мировых шедевров искусства, стали героями нового эпизода подкаста «Так культурно!»

Продолжается выход эпизодов специальной серии подкаста «Так культурно!», поддержанной Президентским фондом культурных инициатив. Темой нового выпуска стало культурное наследие рода Демидовых.

Демидовы — одна из самых известных российских династий. Они построили более 50 металлургических заводов, открыли богатейшие железные, медные, оловянные, серебряные и даже золотоносные месторождения, заложили несколько городов, в том числе Барнаул и Нижний Тагил. Вместе с тем Демидовы способствовали созданию мировых шедевров, занимались меценатством. Особенно ярко эта деятельность проявилась в 19 веке. О вкладе династии в развитие искусства ведущая подкаста Наталья Малышкина расспросила заведующего научно-исследовательским отделом Исторического музея Южного Урала Алексея Опейкина; лектора-искусствоведа Исторического музея Южного Урала Марью Аникину, а также автора и ведущего научно-популярного стрим-шоу «Говорящие» Андрея Трушникова.

Основателем династии был тульский кузнец Никита Демидович Антуфьев, известный под фамилией Демидов.

«Никита Демидов – основатель не только династии, но  и огромного явления для истории Урала и всей России. — рассказал Алексей Опейкин. — Потому что этот род, все его ветви создавали Урал, без Демидовых Урал представить невозможно. Благодаря своим личным качествам и пробивным способностям он сумел обратить на себя внимание Петра I и в дальнейшем подтвердил это внимание делами. Кстати, «Делами, а не словами» - это лозунг Демидовых, вписанный в фамильный герб».

Именно благодаря Демидовым Россия воплотила первый масштабный проект по импортозамещению и стала крупнейшим поставщиком металла.

«Если до Демидовых Россия покупала железо, была зависима от Европы, то после разворачивания империи Демидовых мы стали поставлять железо, в том числе, и в Британию. До 60 процентов демидовского чугуна шло зарубеж. И знаменитый знак демидовский — «Старый соболь» — англичане даже подделывали, он был символом качества», — продолжил Алексей Опейкин.

«Мне кажется, именно с Демидовых начинается смена цивилизационного пути России. Для сельскохозяйственной страны открылся новый путь — промышленный», — поделился мнением Андрей Трушников.

Как подчеркнула Марья Аникина, для основателей рода Демидовых государственные интересы, слава Отечества были превыше личной материальной выгоды. Именно таких людей ценил Петр I. Установка «Делаю для славы своего рода и своего Отечества» прочно укрепилась у последующих поколений Демидовых. Эти два понятия — слава рода и слава страны — ставятся всегда рядом, одно без другого не существует». 

Что касается их вклада в культуру, то представители династии поддерживали людей искусства: помогали им получить лучшее образование, обеспечивали заказами и продвигали их творчество в России и зарубежом. Под их покровительством были известный скульптор Федот Шубин, художник Карл Брюллов. С последним был дружен Анатолий Демидов, представитель итальянской ветви династии.

«В юном возрасте Анатолий Демидов познакомился с Карлом Брюлловым, — рассказала Марья Аникина. — Когда художник закончил работу над «Последним днем Помпеи», Анатолий Демидов приобрел полотно и преподнес императору. Дружба с Брюлловым для этого поколения Демидовых очень показательна и она тоже связана с Уралом. Потому что на обучение к Карлу Брюллову с нижнетагильских заводов посылались талантливые молодые люди. Благодаря связям Демидовых уральцы могли получить великолепное образование».

Урал обязан Демидовым появлению своего символа — малахита. На принадлежавшем династии прииске был найден огромный монолит малахита. Сначала этот камень использовался исключительно как медная руда и сырье для получение зеленой или голубой краски. Затем из малахита изготовили ротонду, которая сначала была установлена в вилле Демидовых во Флоренции. Заметив живой интерес европейских аристократов к красоте камня, Анатолий Николаевич Демидов представил на Парижской и Лондонских выставках большую коллекцию изделий из малахита, сделанных в мастерских, принадлежавших семье промышленников. Предметы из уральского камня стали украшать богатые дома в Европе, а затем в Америке. Так с подачи Анатолия Демидова мир узнал о малахите. Сейчас малахитовая ротонда, о которой написано выше, хранится в Эрмитаже и является одним из самых дорогих экспонатов музея.

Также в выпуске подкаста Марья Аникина рассказала о картине, известной как «Тагильская Мадонна»: «После Октябрьской революции в Нижнем Тагиле вдруг находят вроде как подлинного Рафаэля Санти. Великий советский искусствовед и реставратор Игорь Грабарь ехал на Урал в полной уверенности, что это совершенно напрасная поездка. Оказалось, что картина — часть богатейшей коллекции Демидовых. Как частные владельцы этой коллекции Демидовы довольно вольно могли ею распоряжаться: что-то оставили в Италии, что-то — в Петербурге, а что-то привезли в Нижний Тагил украсить одну из усадеб. У картины довольно интересная история. Существует как минимум 16 или 18 только подтвержденных ее копий, чуть более поздних. Не исключено, что где-то есть неучтенные. Работа находится в музее Нижнего Тагила, она является предметом интереса специалистов. Пока исследователи пришли к выводу, что, возможно, ее автор не сам Рафаэль, а кто-то из его ближайших учеников. В коллекции Демидовых такая картина вполне могла оказаться. Когда распродавалась коллекция с виллы Сан-Донато, в ней было более 2 тысяч предметов 14-19 веков. По мнению некоторых исследователей, это одна из лучших мировых коллекций, по состоянию не только на тот момент, но и на сегодняшний день».

О других, не менее интересных предметах искусства, связанных с Демидовыми, можно узнать в подкасте.

Андрей Трушников предложил обсудить, какие места на Урале, связанные с известной династией, стоит обязательно посетить.

«Куда сходить на экскурсию, чтобы прикоснуться к демидовскому железу? В Челябинске на старой плотине около пруда до сих пор рельсы демидовские стоят. А если брать Большой Урал в целом, то, безусловно, Невьянск – этот город связан с Демидовыми от начала и до конца. Невьянская башня была построена Акинфием в честь своего отца. Это, кстати, единственная падающая башня в России. Также стоит посетить Нижний Тагил. В его музее хранится знаменитый магнит, который удерживает 50 кг. У Демидовых была целая коллекция этих магнитов».

Более подробная информация о Демидовых прозвучала в эпизоде подкаста. Его можно послушать на платформах ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, Саундстрим, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox.

Напомним, что это был третий выпуск тематической серии подкаста «Так культурно!», поддержанной Президентским фондом культурных инициатив. Первый эпизод был посвящен тому, как инженер и государственный деятель Василий Татищев собирал фольклор. Второй рассказывает о строителе железных дорог и писателе Николае Гарине-Михайловском.


Фотография Дмитрия Куткина, «Вечерний Челябинск»




Справка

Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией — «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Выпуски посвящены представителям династий Демидовых и Строгановых, Ивану Бушуеву, Игорю Курчатову и другим выдающимся личностям, чьи достижения в сфере промышленности, науки и техники широко известны. Однако мало кто знает, что они также способствовали появлению новых культурных явлений. Подкаст будет интересен педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. Выпуски тематической серии дополнят методические материалы.

Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

В список новостей