Электросамокаты в Челябинской области: безопасность и перспективы
28 мая пресс-центр «Гранада Пресс» провел онлайн пресс-конференцию «Электросамокаты в Челябинской области: безопасность и перспективы». В качестве спикеров выступили: заместитель начальника отдела технического надзора Управления госавтоинспекции по Челябинской области, подполковник полиции Андрей Кузнецов; главный архитектор города Челябинска Павел Крутолапов; директор Агентства инновационного и инвестиционного развития города Челябинска Анна Попова; сооснователь сервиса кикшеринга «Urent» Андрей Азаров; пресс-секретарь «Whoosh» Юлия Камойлик; доцент факультета управления ЧелГУ Елена Колесник.
По мнению экспертов, использование микромобильного транспорта для передвижения в условиях большого города — это укрепившийся мировой тренд. Из игрушек электросамокаты превратились в полноценные средства передвижения. Об этом свидетельствуют, в том числе, и выросшие объемы продаж.
«На фоне пандемии зафиксирован всплеск интереса к подобным средствам передвижения, — прокомментировала доцент факультета управления ЧелГУ Елена Колесник. — В 2020 году спрос на электросамокаты в целом в России вырос в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом, а количество проданных товаров увеличилось на 25%».
Весной 2021 года в Челябинск зашли 2 федеральных кикшеринговых сервиса — «Whoosh» и «Urent», так что теперь у горожан есть выбор — покупать личный электросамокат или взять его в аренду. Запустить сервисы на Южном Урале помогло Агентство инновационного и инвестиционного развития города Челябинска.
«Не все проекты, которые запускаются в России, могут быть тиражированы в Челябинске, — рассказала директор агентства Анна Попова. — Мы очень рады, что те бизнес-модели, которые нам предложили партнеры «Whoosh» и «Urent», было легко адаптировать для Челябинска. У челябинцев, не только молодых, был запрос на появление в городе сервисов кикшеринга. Задача нашего агентства состояла в том, чтобы сервисы в рамках своей экспансии в города страны обратили внимание Челябинск. С «Whoosh» и «Urent» у нас подписано соглашение о сопровождении в режиме одного окна. Сейчас для нас в приоритете не популяризация данного средства индивидуальной мобильности, а просвещения. Важно максимально быстро и корректно привить челябинцам культуру пользования средствами микромобильности».
Действительно, организация безопасного передвижения на электросамокатах стала одним из главных вопросов для города. В Челябинске, по словам заместителя начальника отдела технического надзора Управления госавтоинспекции по Челябинской области Андрея Кузнецова, 5 и 8 мая были зарегистрированы 2 дорожно-транспортных происшествия с участием электросамокатов, в которых пострадали люди. Еще в двух ДТП был причинен имущественный ущерб.
Согласно правилам дорожного движения, транспортные средства, которые имеют электродвигатель номинальной максимальной мощности в режиме длительной нагрузки от 250 ватт приравниваются к мопеду. «Соответственно, лицо, которое управляет мопедом, является водителем и должно иметь водительское удостоверение категории М или иной высшей категории», — отметил Андрей Кузнецов. Если у транспортного средства мощность 250 ватт и меньше, то оно считается велосипедом. Требования к велосипедистам тоже прописаны в правилах дорожного движения, которые должны знать и соблюдать все участники движения.
Представители кикшеринговых компаний рассказали, что внедряют ряд ограничений, позволяющих сделать использование электросамокатов более безопасным. В соответствии с ПДД, прокатные самокаты относятся к велосипедам, так как их мощность менее 250 ватт. Сервисы ограничивают максимальную скорость электросамокатов до 25 километров в час, но в Челябинске есть зоны, в которых они не могут ехать со скоростью выше 15 км в час. Такой зоной, например, является парк Гагарина. По словам сооснователя сервиса кикшеринга «Urent» Андрея Азарова, в среднем электросамокаты в городе развивают относительно небольшую скорость — 11-12 км/час.
«Главное — это культура вождения. Мы инвестируем в обучение людей тому, как управлять самокатом, как тормозить, где расположены зоны со сниженной скоростью», прокомментировал Андрей Азаров.
При этом, в отличие от прокатных, за личными электросамокатами уследить практически невозможно.
«Прежде всего мы предоставляем технически исправные самокаты, — пояснила пресс-секретарь «Whoosh» Юлия Камойлик. — Это важный момент. Кикшеринговые сервисы тщательно следят за своим флотом, это не модернизированный частные самокаты, которые едут на высоких скоростях и по своей мощности могут быть отнесены к категории мопедов». Она добавила, что челябинцы позитивно откликнулись на идею использовать для передвижения средства индивидуальной мобильности. По статистике сервиса «Whoosh», в 65% случаев использования электросамокатов горожане решают рутинную транспортную задачу — добраться от дома до офиса и обратно. Этому, кстати, по мнению Юлии Камойлик, способствуют челябинские широкие тротуары.
Однако городу еще предстоит много работы по развитию инфраструктуры: организации велополос, велодорожек, дифференцированию улиц с точки зрения приоритетности для разных участников дорожного движения. «В Челябинске местами есть проблемы с доступной и безбарьерной средой, — считает главный архитектор города Павел Крутолапов. — Но, начиная с 2020 года, по поручениям губернатора и главы города все проекты, которые внедряются в Челябинске и затрагивают улично-дорожную сеть или пешеходные связи, выполняются по принципу безбарьерной среды. Там, где мы имеем возможность закладывать велодорожки или велополосы, мы это делаем. Так, в этом году на Комсомольском проспекте появятся велополосы».
Наверное, единственным неисправимым препятствием для использования электросамокатов в Челябинске круглый год является холодная зима. Из-за батареи самокат нельзя эксплуатировать при низких температурах, поэтому подходящий для них сезон длится примерно с апреля по ноябрь.
Видеозапись пресс-конференции доступна на канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/wtw9pHrKC8U
Цитаты
Пресс-секретарь «Whoosh» Юлия Камойлик: «В Челябинске примерно 1000 электросамокатов «Whoosh» и 53 тысяч активных пользователей сервиса. Горожанами на наших самокатах уже преодолена 871 тысяча километров. В среднем за одну поездку челябинец проезжает 5-6 километров, если это транспортный сценарий, и до 10-15 — если рекреационный».
Фото Л. Ковалевой («Южноуральская панорама»)
В список новостей