Готовы ли южноуральцы отказаться от личных автомобилей
22 сентября в пресс-центре «Гранада Пресс» состоялась онлайн пресс-конференция «Готовы ли южноуральцы отказаться от личных автомобилей». В качестве спикеров выступили: руководитель Челябинскстата Ольга Лосева, заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков, заместитель главы города Челябинска по городской среде Александр Егоров, доцент кафедры экологии и химической технологии Южно-Уральского государственного университета Татьяна Крупнова, создатель клуба винтажных велосипедистов «Твид74» Дмитрий Хань. 22 сентября — это Всемирный день без автомобиля, когда людям предлагается хотя бы один день не использовать потребляющие топливо транспортные средства, а пройтись пешком или проехаться на велосипеде. В рамках пресс-конференции эксперты обсудили, какой урон экологии наносят автомобили и какие виды транспорта предпочитают южноуральцы.
О том, сколько жителей Южного Урала владеют личным автотранспортом, рассказала руководитель Челябинскстата Ольга Лосева: «По данным главного управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на конец 2019 года число легковых автомобилей, включая спецавтомобили соответствующего типа, в нашем регионе составило 1 165 226, из них 1 126 260 находится в собственности граждан — то есть это почти 97%». В среднем на 100 домохозяйств в прошлом году приходилось 60 легковых автомобилей. По результатам комплексного наблюдения, проведенного в 2018 году, 88% опрошенных южноуральцев в возрасте от 15 лет и старше пользуются транспортом. 33,7% водят автомобили, 29% ездят на авто в качестве пассажиров, 35% используют муниципальный общественный городской транспорт, 45% — коммерческий.
Если говорить о влиянии на окружающую среду, то 40% от выбросов загрязняющих веществ приходится на автотранспорт. Как отметил заместитель министра экологии Челябинской области Виталий Безруков, в Челябинске и Манитогорске в рамках федерального проекта «Чистый воздух» реализуются мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ, в том числе и от транспорта. «Активно идет перевод автобусов на газомоторное топливо, приобретение трамваев, — добавил он. — По поручению главы города Челябинска была разработана целевая модель развития и повышения экологической эффективности общественного транспорта, в ее основе как раз лежит перевод транспорта на экологичные виды топлива, обновление передвижного состава и модернизация дорожной структуры».
По данным мониторинга «Состояние атмосферного воздуха», доступного на сайте министерства экологии Челябинской области, одним из основных загрязнителей атмосферы в Челябинске является формальдегид. «Его превышение в той или иной мере наблюдается практически во всех точках мониторинга, — отметила доцент кафедры экологии и химической технологии ЮУрГУ Татьяна Крупнова. — Значит, можно говорить о том, что это происходит из-за выхлопов автотранспорта: выбросы углеводоров, окисляясь, превращаются в формальдегид. Это опасный канцероген, который может оказать негативное влияние на здоровье».
Уменьшить нагрузку на экологию можно отказом от поездок на личном автомобиле в пользу велосипеда. «В целом велодвижение в нашем городе достаточно большое, — прокомментировал создатель клуба винтажных велосипедистов «Твид74» Дмитрий Хань. — В позапрошлом году участниками большой ночной велопрогулки стали порядка тысячи с лишним человек». Спикер считает, что велосипедистов важно просвещать о правилах дорожного движения. Но для того, чтобы данный вид передвижения стал более популярным, в Челябинске пока не достаточно условий. «Велодорожек нет, потому что нет велосипедистов, велосипедистов нет, потому что нет велодорожек. Этот замкнутый круг должен кто-то разорвать», — добавил он.
«Сейчас Челябинск — это, конечно, город для автомобилистов, — отметил заместитель главы города Челябинска по городской среде Александр Егоров. — Наша команда наметила новый тренд, мы пытаемся сделать Челябинск удобным и для пешеходов, для велосипедистов. Первые шаги уже сделаны в этом году: мы установили около 50 велопарковок по всему Челябинску, начали понижать тротуары в местах съездов и пешеходных переходов, чтобы было удобно использовать средства микро- и малой мобильности. Сейчас ведется проектирование 6 км велодорожек в разных районах Челябинска».
Видеозапись пресс-конференции доступна на канале «Гранада Пресс» в YouTube: https://youtu.be/B2jdwEvlXgc.
Цитаты
Руководитель Челябинскстата Ольга Лосева: «Обеспечение домохозяйств сельской местности автомобилями выше, чем городской. На 100 сельских домохозяйств приходится 67 автомобилей».
Заместитель главы города Челябинска по городской среде Александр Егоров: «В период пандемии коронавируса безопаснее всего ездить на велосипеде: это экологичный транспорт, он полезен для здоровья, позволяет соблюдать социальную дистанцию. В Европе сейчас на дорогах делают разметку для велополос и благодаря этому многие люди для передвижения стали использовать велосипеды вместо общественного транспорта, где скапливается большое количество людей. В России есть сложности с реализацией такого подхода из-за высокого нештрафуемого скоростного порога в 20 км/ч. По сути, он не позволяет велосипедистам ездить по дорогам».
Доцент кафедры экологии и химической технологии Южно-Уральского государственного университета Татьяна Крупнова: «Наш университет ведет работу по созданию специального мобильного приложения «Экомонитор». Оно позволило бы городским жителям выбирать наиболее безопасные маршруты для пробежек, прогулок с учетом состояния атмосферного воздуха, количества автотранспорта, усредненных показателей по выбросам промышленных предприятий. Такая разработка была создана в Гонконге, нам кажется, что она была бы полезна жителям любого мегаполиса».
В список новостей