454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
01.09.2020

Как отмечали начало учебного года разные поколения южноуральских школьников

1 сентября пресс-центр «Гранада Пресс» провел онлайн пресс-конференцию «Как отмечали начало учебного года разные поколения южноуральских школьников». В качестве спикеров выступили министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов и декан исторического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЧГПУ) Надежда Коршунова.

Как было озвучено в рамках пресс-конференции, учебный процесс сегодня начался для 419 тысяч школьников Южного Урала, из ни 48 тысяч — это первоклассники. В самом многочисленном классе насчитывается 38 человек (Челябинск), в некоторых сельских территориях (Каслинский, Нагайбакский и Сосновский районы) есть классы, в которых учится по одному ученику. Открыты 2,4 тысячи подведомственных региональному министерству образования и науки организаций: школы, техникумы, детские сады, учреждения дополнительного образования.

«Из соображений санитарной безопасности линейки сегодня проходили в ограниченном формате, — прокомментировал Александр Кузнецов. — Мы рекомендовали школам приглашать на праздничные мероприятия как можно меньше гостей и провести линейки только для первоклассников и будущих выпускников. Окончательное решение о том, как праздновать День знаний, принимала каждая образовательная организация в зависимости от численности учащихся».

Начало учебного года не всегда приходилось на 1 сентября. Как рассказала Надежда Коршунова, до революции 1917 года сельские школы приступали к образовательному процессу после посевной, а гимназии — в августе. В 1935 году Совнарком ввел единое начало учебного года, а в 1984 появился новый праздник — День знаний. «В исторических источниках содержится мало информации о том, как именно он проходил в разные годы, — добавила она, — зато осталось много воспоминаний земляков о самом начале учебы, что свидетельствует о значимости момента».

Учебный процесс в Челябинской области будет организован с учетом ряда мер санитарной безопасности, главная цель которых — избежание излишнего скопления людей. Самое главное, что он будет проходить в очной форме, а не дистанционно, чего опасались многие родители. «В течение всего лета на этот счёт было много спекуляций, — отметил министр образования и науки Челябинской области. — Весной мы вынужденно ушли на дистанционное обучение. Без сомнения, никакого повального дистанта с начала сентября абсолютно для всех детей не будет, если не случится никаких экстраординарных событий. Для нас важно, чтобы с ребенком поддерживался постоянный контакт не только со стороны педагога, но и со стороны сверстников. Потому что образование — это не только обучение, но и воспитание, и социализация, которая возможна только в коллективе». Опыт, который региональная система образования получила в весенне-летний период, позволит более продуктивно использовать цифровые технологии в обучении. По словам Александра Кузнецова, процесс технического перевооружения школ идет с нарастающей интенсивностью.

«Детей учили всегда, даже в самых разных сложных ситуациях, — подытожила Надежда Коршунова. — Например, на сайте Московского государственного университета публикуются записи о том, как в дореволюционный период дети совмещали учебу с работой на заводах. У них было специально расписание в зависимости от возраста. Могли быть в школе с 6 до 8 утра, потом шли работать на завод, а вечером снова возвращались на учёбу. Тяга к знаниям всегда была и будет. Нынешняя непростая ситуация тоже это подтверждает».



 

Видеозапись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/Oej44U8AV_s



 

Цитаты

 

Александр Кузнецов: «По дополнительному образованию у нас есть целевой ориентир, установленный национальным проектом «Образование»: 75% детей школьного возраста должны быть охвачены услугами дополнительного образования. Нисколько не сомневаюсь, мы выполним этот показатель».

 

Александр Кузнецов: «Основания для закрытия классов и школ на карантин остаются такими же, как и прежде: 20% заболевших от общего количества учеников».

 

Александр Кузнецов: «Средняя заработная плата педагогических работников Челябинской области составляет около 35 тысяч рублей. С 1 сентября этого года каждый классный руководитель будет получать доплату в 5 тысяч рублей. На сигналы о нарушениях в выплате зарплат мы реагируем оперативно, так как нормы федерального законодательства должны соблюдаться».

 

Александр Кузнецов: «По данным последних лет в среднем в систему образования региона в год приходит около 800 молодых специалистов. Бурный прирост — по 2 тысячи — наблюдался в 2012 и 2013 годах. Это связано с тем, что тогда было принято решение равнять зарплату учителя к средней зарплате по региону».

 

Александр Кузнецов: «Для реализации программы «Сельский учитель» в этом году регион получил 92 млн. рублей из федерального бюджета. Педагогам, которые согласятся поехать в отдаленные населенные территории, выплачиваются подъемные в размере 1 млн. рублей. По данным на конец августа мы заключили чуть больше половины соглашений, в течение сентября будем добирать участников».

 

Надежда Коршунова: «Букеты были всегда приметой начала учебного года, только раньше дарились полевые цветы. Традиция особенно укрепилось после Великой Отечественной войны. Дело в том, что до 1941 года учителями школ работали преимущественно мужчины, им дарить цветы было как-то некстати. После 1945 педагогические коллективы состояли преимущественно из женщин».

 

Надежда Коршунова: «В учебных заведениях, которые существовали до революции, особое внимание уделялось изучению древних языков: латинского и греческого. В реальных училищах был очень большим объём прикладных дисциплин, что, кстати, частично нашло отражение в школах 60-х и 70-х годов прошлого века. В советское время в школах, например, изучалась логика».

 

Надежда Коршунова: «Одной из главных задач советского периода была необходимость обучить людей грамоте, а затем дать профессиональные навыки. К слову, известный фильм «Большая перемена» снимался для популяризации обучения в старших классах, а затем, вузах. Советские школы акцентировали внимание на необходимости получать знания».

В список новостей