Как защищались права несовершеннолетних на Южном Урале в 2020 году
28 декабря на онлайн пресс-конференции, которую провел пресс-центр «Гранада Пресс», уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова подвела основные итоги своей работы в 2020 году. В качестве спикера также выступил начальник отдела обеспечения деятельности уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Игорь Майоров.
Как было озвучено во время пресс-конференции, в 2020 году количество обращений к уполномоченному заметно увеличилось. Всего поступило 4876 обращений, из них 2020 в письменном виде. Гораздо чаще южноуральцы стали обращаться к уполномоченному по телефону: в прошлом году таких обращений было 458, в этом году — 2856. «Думаю, что это связано с пандемией — люди звонили, консультировались. Экспромтом была создана «горячая линия» — номер мобильного, по которому граждане могли задать интересующие вопросы», — прокомментировала Евгения Майорова.
С сентября 2020 года у несовершеннолетних появилась возможность напрямую и анонимно обращаться к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области. 38 человек воспользовались этим правом. Омбудсмен отметила, что читает важным позволить детям включаться в решение вопросов, касающихся их жизней.
Самыми актуальными в 2020 году для граждан, обращавшихся за помощью к омбудсмену, были вопросы, связанные с социальным обеспечением, семейными правоотношениями и жилищными вопросами. В работе с обращениями уполномоченному по правам ребенка помогает команда из штатных сотрудников, руководителей НКО, адвокатов, экспертов, общественных помощников и добровольцев.
Выстраивание коммуникации с жителями области Евгения Майорова считает важнейшей частью своей работы. Так, в 2020 году были созданы странички уполномоченного в различных социальных сетях, через которые принимаются обращения. Детский омбудсмен проводит прямые эфиры, во время которых дает комментарии и разъяснения по самым актуальным вопросам. «Получение формализованных ответов зачастую дает людям ощущение «отписки» и равнодушного отношения к их ситуации. Видеообъяснения помогают простым языком донести юридическую информацию, — рассказала Евгения Майорова. — Выстраивание открытого диалога позволяет смягчить случаи, в которых вопрос невозможно разрешить в интересах заявителя».
Среди других важных результатов работы — 20 выездов в различные территории области и реализация таких проектов, как «Прием детей уполномоченным», «Мониторинг сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Отобрание детей. Работа по возвращению детей», «Ресоциализация несовершеннолетних осужденных», «Семейная школа Уполномоченного», «Наставничество» для детей из детских домов», «Суициды среди несовершеннолетних», «Благотворительность», «Семейная медиация», «Развитие взаимодействия НКО и власти», «Правовое просвещение», «Инклюзивное образование. Ресурсные классы», «Школьная медиация. Буллинг», «Межведомственное взаимодействие».
Ожидается, что в 2021 году заработает новый сайт уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области. Появится единая система обработки обращений — всех звонков, запросов и иных документов, при этом важнейшим принципом останется индивидуальный подход к каждому, кому нужна помощь. Кроме этого, Евгения Майорова анонсировала интернет-ресурс «Семейная школа уполномоченного», целью которого станет профилактика конфликтов.
Видеозапись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/SxQuyfgk_Js
Цитата
Начальник отдела обеспечения деятельности уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Игорь Майоров: «К нам обращаются родители с просьбой разобраться в ситуации незаконного и неправомерного, на их взгляд, отобрания детей. Есть косвенные намеки на ювенальную юстицию. Однако в каждом случае, когда мы подключались к решению этой проблемы, ни одного не обоснованного отобрания не было».
Фото Д. Куткина