454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
29.09.2021

Кибермошенничество: актуальные данные

29 сентября пресс-центр «Гранада Пресс» провел онлайн пресс-конференцию «Кибермошенничество: актуальные данные». В качестве спикеров выступили: начальник отделения уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области Алексей Петров; начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина; директор Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, доктор психологических наук Диана Циринг.

«С развитием технологий количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекомунникационных технологий, растет», — отметил начальник отделения уголовного розыска ГУ МВД России по Челябинской области Алексей Петров. По словам экспертов, одним из распространенных видов мошенничеств с применением методов социальной инженерии остаются телефонные звонки от якобы представителей кредитных организаций. В ходе разговора они пытаются выведать информацию о банковской карте и секретные сведения, такие как пин-код, CVV-код, одноразовые коды из смс-сообщений и push-уведомлений. Все это делается с одной целью — похитить деньги со счета жертвы.

Представители Центробанка напомнили, что сотрудники банков проводят мониторинг подозрительных операций и в случае их обнаружения могут позвонить клиенту. Но в этом случае они уточняют только одно: действительно ли клиент совершает данную операцию или она проходит без его согласия. Сотрудникам кредитных организаций не нужны данные банковской карты или какие-то еще сведения. Если же клиент сам звонит в банк, чтобы прояснить какую-то ситуацию, то у него могут запросить только последние четыре цифры номера карты, кодовое или секретное слово — это нужно для того, чтобы идентифицировать звонящего как клиента банка.

Стоит насторожиться, если на другом конце провода просят сообщить информацию по карте, секретные данные и побуждают к совершению действий, например, как можно скорее перевести деньги на «защищенный счет». В этом случае эксперты настоятельно рекомендуют завершить телефонный разговор и позвонить в свой банк по номеру телефона, который указан на самой карте или на официальном сайте кредитной организации, либо обратиться в офис. Если же деньги уже перечислены, то нужно максимально быстро обратиться в службу поддержки банка для блокировки перевода средств.

«Первая задача мошенника — сформировать доверие, — прокомментировала директор Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, доктор психологических наук Диана Циринг. — Для этого используются обычные приемы: обращение по имени-отчеству, озвучивание информации, которую якобы кроме вас никто не может знать. Если вас подталкивают к тому, чтобы вы как можно скорее, не задумываясь, совершили какое-то действие, — это тоже признак мошенничества. Чтобы поторопить с принятием решения злоумышленники говорят об опасности, играют на страхах. Также мошенники пользуются желанием человека получить необыкновенную, чудесную возможность. Услышав обещания о фантастическом шансе, стоит насторожиться».

Диана Циринг тоже подчеркнула, что при малейшем подозрении, нужно как можно скорее прервать разговор. Или, если это не получается, задать как можно больше уточняющих вопросов. Как правило, у мошенников есть определенный сценарий, которым они руководствуются. И если жертва начинает вести себя нетипично, разрывая шаблон, то мошенник может себя выдать. «Главное, не поддаваться панике», — советует специалист.

Самыми уязвимыми для мошенников остаются люди пожилого возраста, потому что они выросли в другой среде и привыкли больше доверять людям. Поэтому детей и внуков призывают объяснить своим старшим родственникам, что не нужно совершать поспешных действий, лучше положить трубку и посоветоваться с кем-то из членов семьи.

Отмечается, что последнее время мошенники пытаются «развести» и молодых граждан. «По данным статистики, которой обладает Банк России, вектор смещается в сторону экономически активного населения, в возрасте от 25 до 50 лет — то есть тех, кто активно использует банковские карты, дистанционные каналы и интернет для совершения платежей», — отметила начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина.

Правоохранительные органы, Банк России и кредитные организации предпринимают меры по противодействию кибермошенничеству. По словам Алексея Петрова, Челябинская область входит в пятерку регионов-лидеров по раскрытию преступлений данного вида. Людмила Панина сообщила, что в 2020 году Банк России инициировал блокировку порядка 26 тысяч телефонных номеров мошенников, за первое полугодие 2021 направлено на блокировку около 18 тысяч. Проводится регулярное информирование граждан, работа по повышению финансовой грамотности населения. Специалисты добавляют, что мошенники используют методы социальной инженерии и постоянно модифицируют свои схемы, именно поэтому так важны навыки кибергигиены.

 

Видеозапись пресс-конференции доступна на канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/WMYGoxRrQIg


Фотография Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)

В список новостей