454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
22.11.2022

«Копейский рабочий» отмечает День рождения

22 ноября – день рождения газеты «Копейский рабочий». Эта дата стоит под документом, утверждавшим за газетой статус официального органа печати челябинских копей.

Накануне дня рождения мы решили немного порассуждать о газете, о ее месте в жизни города, повспоминать, как мы сами пришли в редакцию и что изменилось с того времени.

kopeyskiy_rabochiy_otmechaet_den_rozhdeniya 1.jpg

Кажется, бумага является ненадежным носителем информации. Она мнется, легко уничтожается водой, выцветает на солнце. Тем не менее, на сегодняшний день подшивки «Копейского рабочего» - главный материальный источник информации о том, как жили предыдущие поколения копейчан, что их волновало, как строился и рос город, какие фильмы шли в кинотеатрах. Объявления тоже прекрасно показывают картину времени.

Если говорить о первом десятилетии существования газеты, то мне как журналисту бросилось в глаза, с какой легкостью редакция раздавала эпитеты, называя того – лодырем, второго – бездельником, третьего – бракоделом, четвертого – пьяницей.

Сейчас в этом плане масса ограничений, предусмотренных законами о СМИ, о защите персональных данных, профессиональным этическим кодексом и так далее. Что ж, какое было время, такой была и газета.

Вот навскидку только несколько заголовков из подшивки 1938 года: «Разложившийся тип на должности зав. учебной частью» (Цитата: «Омерзительное лицо разложившегося прохвоста Егорова, как рыба чешуей, покрылось сплошными грязными пятнами»), «Руководители ОРСа не прислушиваются к голосу рабочих», «Александров вывел двух лошадей из строя», «Пьяница Петров срывает работу в бригаде» и так далее.

Сейчас, не исключено, такие материалы вызвали бы немало откликов в виде исковых заявлений в суд от обиженных героев публикаций, а тогда это был обычный стиль работы журналистов. А вот еще: «Реакционная сущность праздника пасхи», «Последыш троцкизма Салтыков разоблачен» и так далее. Суровое было время, но и реакция на такие публикации, надо думать, была скорой и эффективной.

Не было ни телевидения, ни интернета, ну разве что радио еще передавало сводки «Совинформбюро», но там не было возможности обратной связи. Поэтому для большинства копейчан «Копейский рабочий» был и барахолкой, и кинотеатральной афишей, и единственным источником информации о происходящем в мире. Отсюда широчайший спектр информации о том, что происходит в стране и за рубежом. «Положение в Испании», «В защиту республики», «Капитуляция Кантона» - вот заголовки только из одного только номер 167 от того же 1938 года.

Когда-то жители нашего города назывались не копейчанами, а копейцами. Сотрудники городской библиотеки решили выявить, когда произошла эта трансформация. Разумеется, сделать это без подшивки газеты представляется решительно невозможным. Как сообщили коллеги, в 1954 году газета придерживается традиционного «копейцы», в 1955 году вновь единично встречается слово «копейчане». В 1956 году «копейцы» определённо доминируют над новомодными «копейчанами», а в 1957 году «копейцы» остаются лишь в воззваниях в 1-м полугодии, а во 2-м окончательно пропадают, и после 1960 года возникают лишь в исторических документах.
Вот как-то так.

К чему я веду? Неизвестно, насколько надежны цифровые носители и как они будут вести себя через несколько десятилетий или даже столетий. А вот по хрупким страницам «Копейского рабочего» будущие исследователи нашего времени будут изучать нашу эпоху, как мы с волнением читаем подшивки газеты, возраст которых насчитывает много десятилетий.

В список новостей