454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
14.01.2022

Наличный или безналичный. Какой способ оплаты предпочитают южноуральцы

14 января в пресс-центре «Гранада Пресс» состоялась онлайн пресс-конференция «Наличный или безналичный. Какой способ оплаты предпочитают южноуральцы». В качестве спикеров выступили начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина, руководитель Челябинского регионального методического центра по финансовой грамотности, доцент кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Кетова.

Эксперты отмечают, что все больше людей предпочитают оплачивать товары и услуги банковской картой.

«Соотношение наличного и безналичного оборота в регионе существенно изменилось за последние 10 лет. По итогам 9 месяцев 2011 года доля безналичных расчетов в розничном обороте занимала всего лишь 9%, а по итогам 9 месяцев 2021 года — уже 73%. Эта тенденция соответствует общероссийскому и общемировому тренду», — прокомментировала начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина.

На Южном Урале средний чек операции, совершаемой с использованием банковской карты, составляет 540-550 рублей.

По словам руководителя Челябинского регионального методического центра по финансовой грамотности, доцента кафедры «Экономика, финансы и управление» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Ирины Кетовой, безналичный расчет наиболее распространен в салонах красоты, фитнес-центрах, цветочных магазинах, магазинах одежды, предприятиях общественного питания, автосервисах. А наличный часто применяется для оплаты услуг туристических агентств, покупки табачной и алкогольной продукции, строительных материалов.

Ирина Кетова отметила, что широкому распространению безналичных способов оплаты поспособствовали несколько факторов. Первый из них — это пандемия коронавируса, которая подстегнула развитие сервисов доставки товаров на дом и безналичных платежей. Второй фактор связан с тем, что банки начали активно предлагать клиентам различные программы лояльности, участникам которых могут предоставляться кэшбеки, бонусы и скидки за использование безналичных способов оплаты. Третий фактор — это запуск Банком России системы быстрых платежей.

Существуют разные способы безналичного расчета, в том числе с применением «умных» устройств, однако жители Южного Урала все-таки преимущественного используют банковские карты как наиболее понятный и доступный инструмент.

Отмечается, что при использовании любой формы расчетов — хоть наличной, хоть безналичной — возникают определенные факторы риска. Если говорить о банковских картах, то основными рисками являются потеря, кража и компрометация карты и ее секретных данных. Избежать их поможет строгое следование правилам безопасного использования карты. Существует и угроза кибермошенничества: из года в год схемы злоумышленников становятся все более и более изощренными, однако эффективным способом противостоять им остается повышение финансовой грамотности.

«Чтобы избежать рисков, нужно не принимать поспешных решений, тщательного анализировать ситуацию и быть осторожным, когда речь идет о ваших финансах», — подчеркнула Людмила Панина. Эксперт также добавила, что в любой сомнительной ситуации можно обратиться непосредственно в банк, по номеру телефона, указанному на банковской карте или официальном сайте кредитной организации.

«Только разъяснительная работа поможет уберечь наших граждан от совершения необдуманных действий с денежными средствами. Этой работе способствует реализуемая в нашей стране стратегия по повышению финансовой грамотности», — добавила Ирина Кетова.

Отметим, что южноуральцам, предпочитающим наличный способ расчетов, не стоит переживать, что эту форму вытеснит безнал. Эксперты уверяют: оба способа оплаты будут существовать параллельно, чтобы каждый мог выбрать наиболее удобный для себя.

Видеозапись мероприятия доступна на канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/tv_CDA1qppw

 

Цитаты

Начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина: «Финансовые мошенники стали применять новую схему — холодные звонки чат-бота. Абоненту поступает звонок, в ходе которого голосовой робот сообщает, что произошла смена привязки телефона к номеру карты, либо необходимо подтверждение совершаемой операции, либо рассмотрена заявка на кредит. Если такая заявка не подавалась, предлагается нажать определенную цифру или дождаться ответа оператора. Если человек сразу кладет трубку и не вовлекается в разговор, то перестает быть интересным мошенникам. Их цель — граждане, которые проявили инетерес. Когда в разговор вступает оператор, то начинается применение методов социальной инженерии».

 

Начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского Отделения Банка России Людмила Панина: «Наличные деньги, проходя через множество рук, действительно могут иметь на своей поверхности бактерии и вирусы. Банком России и кредитными организациями предпринимаются необходимые меры для того, чтобы деньги, поступающие в оборот для использования населением, были безопасны. Начиная с весны 2020 года, прежде чем выпустить деньги в оборот, их держат несколько дней на карантине. Кроме этого, Банк России рекомендовал кредитным организациям периодически осуществлять дезинфекцию своих устройств самообслуживания — банкоматов и терминалов».


Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

В список новостей