454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
22.04.2021

Нелегальная продукция. Как защитить челябинских покупателей и производителей

22 апреля в пресс-центре «Гранада Пресс» состоялась онлайн пресс-конференция «Нелегальная продукция. Как защитить челябинских покупателей и производителей». В качестве спикеров выступили: директор по защите от нелегального оборота продукции Центра развития перспективных технологий Максим Курганский (Москва); начальник управления стратегического развития министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Анастасия Понькина; начальник отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Ольга Лаба; главный экономист АО «Обувная фирма «Юничел»» Оксана Надеина.

Как было озвучено в ходе мероприятия, проблема нелегальной и контрафактной продукции в целом по стране и в Челябинской области в частности стоит очень остро. Ее последствия отражаются на всех участниках рынка. Для покупателей есть риск приобрести некачественный или вредящий здоровью товар, добросовестные компании не могут нарастить объемы производства, а государство недополучает обязательные выплаты в виде акцизов и налоговых отчислений.

Одним из инструментов борьбы с нелегальным оборотом является обязательная маркировка. Ее оператором является Центр развития перспективных технологий. Как пояснил директор по защите от нелегального оборота продукции центра Максим Курганский, уже 8 категорий продукции должны иметь цифровую маркировку. Прежде всего, это товары, наиболее подверженные нелегальному обороту: шубы, лекарства, табачные изделия. Также спикер привел данные о количестве зарегистрированных в государственной информационной системе маркировки товаров участниках оборота по Челябинской области. Регион пока отстает от других субъектов УрФО по табаку, молоку, обуви и легкой промышленности, это подтверждает, что часть продукции этих категорий оборачивается в регионе нелегально.

«Челябинская область активно участвует в ведении маркировки, — прокомментировала начальник управления стратегического развития министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области Анастасия Понькина. — В рамках этой работы губернатором был утвержден постоянно действующий оперативный штаб по контролю за ситуацией, в него вошли представители региональных органов власти, управление Роспотребнадзора, ГУ МВД России по Челябинской области, представители Челябинской таможни, торгово-промышленной палаты, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей». По итогам 2020 года в государственной информационной системе было зарегистрировано более 8 тысяч участников, к системе подключены все крупнейшие производители продукции региона, также участники оптовом и оптово-розничные сети. В прошлом году было выявлено свыше 100 тысяч единиц продукции с отсутствием обязательной маркировки и средств идентификации, вся продукция изъята органами полиции. В 2021 году штаб планирует продолжить начатую работу и усилить информирование производителей об обязательности маркировки.

«В прошлом году было проведено 32 административных расследования, 6 из них совместно с таможенными органами, — рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Лаба. — Была приостановлена поставка обуви из Казахстана в количестве 1156 пар и 3159 единиц духов. Кроме этого были проведены мероприятия, направленные на выявление продукции без маркировки и нарушающей требования технического регламента, то есть безопасности продукции. Была проверена 1421 пара обуви, из них 502 пары на сумму 634 тысяч рублей были с нарушениями. По результатам проверок было составлено 12 протоколов ареста».

Данные по рынку обуви привела главный экономист АО «Обувная фирма «Юничел»» Оксана Надеина: «По данным 2021 года емкость российского рынка, то есть объем потребления, составляет 550 миллионов пар обуви. Легальный импорт, по данным Росстата, это — 270 миллионов, ещё 100 миллионов пар производят российские компании. Остаток — 180 миллионов пар — не зафиксирован в документах и завозится нелегально. Это около 30% от общего объема потребления». Спикер добавила, что из-за нелегального оборота добросовестные производители не могут наращивать выпуск производства, создавать новые рабочие места и повышать зарплату сотрудникам.

По словам экспертов, маркировка позволяет понять объем рынка и количество его участников; а потребителю, общественному контролю, надзорным органам и государству легко определить, легален ли конкретный товар.

Еще уменьшить количество нелегальной продукции на рынке могут регулярный мониторинг объектов хозяйствования по подключению и работе с системой маркировки, контроль соблюдения обязательств участников оборота по работе с контрольно-кассовой техникой, усиление и неотвратимость ответственности за продажу немаркированной и нелегальной продукции. Не менее важным является информирование потребителей о приложении «Честный знак» и горячей линии Антиконтрафакт 8(800)333-5-112, с помощью которых можно сообщить о подозрениях на нелегальную продукцию.

 

Видеозапись доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/fHMk60sa1Z0


Фото О. Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

В список новостей