454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
25.09.2023

Новый выпуск подкаста «Так культурно!» посвящен златоустовским мастерам Ивану Бушуеву и Павлу Аносову

Златоуст, уральский город, известен всему миру благодаря железоделательному заводу и оружейным цехам. Именно здесь была разгадана утраченная в Средние века тайна производства булата - легендарной стали, гибкой, но прочной. Именно здесь возникло уникальное искусство — златоустовская гравюра на стали. Тема нового выпуска подкаста «Так культурно» - «Крылатый конь: искусство, запечатленное в металле. Иван Бушуев и Павел Аносов». Это пятый эпизод тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали», созданной медиахолдингом «Гранада Пресс» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

О наследии Павла Аносова и Ивана Бушуева слушателям рассказали главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала Ирина Ивлиева; младший научный сотрудник, хранитель фондов декоративно прикладного искусства Урала Челябинского государственного музея изобразительных искусств Вера Петрова; автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие» Андрей Трушников. Выпуск подготовила и провела Наталья Малышкина.

Дамасская сталь или, как ее еще называют, дамасский булат, был известен с древних времен. Раскрыть ее секрет удалось начальнику Златоустовского горного округа и директору оружейной фабрики Павлу Аносову.

«Он занимался этим десять лет, с 1828 по 1838 годы, — рассказала Ирина Ивлиева. — Было проведено несколько тысяч плавок и, наконец,была получена булатная сталь. Булат — это на самом деле железо и углерод в чистом виде, а углерод – это графит или алмаз. В ходе многочисленных опытов Бушуев выяснил, что алмазы для булата не подходят, а графит оказался тем, чем нужно. Аносов также пробовал добавлять в сплав разные химические элементы: и золото, и серебро, и платину, и хром, и вольфрам». 

Как только Аносов нашел идеальный «рецепт» булата, металл стал применяться в массовом производстве. В фондах златоустовского музея можно увидеть сабли и шашки из настоящего аносовского булата. Сейчас технология, созданная на Златоустовском оружейном заводе, утрачена. Несмотря на то, что Павел Аносов выпустил свой знаменитый труд о булате, в котором раскрыл принцип его изготовления, на самом деле, некоторые важные нюансы он оставил в тайне. Сколько бы мастера не пытались воссоздать аносовскую «рецептуру», никому до сих пор это не удалось.

«Многие воспринимают Павла Аносова только как металлурга, — заметил Андрей Трушников. — Это обывательский взгляд. В первую  очередь, он управленец, руководитель завода. В работе Аносов умудрился соединить управленческие желания  со своей увлеченностью — поиском средневековой металлургической легенды».

На аносовской стали создавал шедевры Иван Бушуев, второй герой выпуска подкаста. Он изучил немецкие технологии украшения холодного оружия и значительно усовершенствовал их. Уральский мастер смог добиться того, чтобы изображения стали более выпуклые. В отличии от немецких специалистов, для создания узора он применял не только иглы, резцы, но и кисти. 

Как отметила Ирина Ивлиева, Иван Бушуев был человеком высоко образованным, прошел обучение в горной школе. Вместе с тем он имел художественный дар, знал, как создавать тень, работать с первым и вторым планом, был знаком с разными стилями. В своих гравюрах он уделял особое место деталям. На клинках, которые хранятся в Златоустовском музее, с помощью лупы можно разглядеть мельчайшие детали: спицы в колесах, амуницию солдат. В своих работах Иван Бушуев обращался к российской истории, использовал изящные орнаменты в русской стилистике. Эксперты называют златоустовскую гравюру видом художественной промышленности, в котором сочетаются фабричное производство и творческий подход.

«Благодаря соединению достижений технологического плана, художественных навыков и экспериментов возник такой феномен как Златоустовская гравюра», — подчеркнула Вера Петрова.

Хрестоматийной златоустовской гравюрой считаются образцы 19 века. «Иван Бушуев вписан в историю Златоустовской гравюры как один из первых художников, который как раз создал вот тот привычный вид, стилистику гравюры, которая покорила не только уральцев, но и мастеров Российской империи, и даже зарубежных». 

Предметы, украшенные знаменитой златоустовской гравюрой, дарят выдающимся представителям вооруженных сил, деятелям науки, искусства, главам государств. 

Традиции, заложенные известными мастерами, сохраняются и по сей день, не только в производстве самой гравюры. Символ Ивана Бушуева — крылатый конь — запечатлен на современном гербе города Златоуста. Весь город пронизан историей златоустовской гравюры. На Южном Урале проводится Бушуевский фестиваль, гостей которого знакомят с творческом современных кузнецов, художников-граверов, оружейников и ремесленников.

Знакомство школьников с наследием Павла Аносова и Ивана Бушуева можно начать со Златоустовского музея. Вера Петрова советует педагогам в начале показать ученикам обмундирование для цесаревича Александра. Любопытный экспонат представляет собой редкий случай, когда гравюра использовалась не для оружия или бытовых предметов.

«Это настоящие доспехи, шлем, украшенные гравюрой, которые можно долго рассматривать. Думаю, дети будут в восторге, увидя такой необычный предмет. Уже после того, как возник интерес, стоит продолжить знакомство с гравюрой, подойдя к витринам с бушуевскими клинками», — посоветовала Вера Петрова.

Наследие златоустовских мастеров можно увидеть не только в Златоустовском музее, но и в Государственном историческом музее Южного Урала. Экземпляры хранятся в Эрмитаже и Оружейной палате. Кстати, Иван Бушуев запечатлен и в художественной литературе. Он был прототипом героя сказки Павла Бажова «Иванко Крылатко».

Послушать новый эпизод подкаста можно на платформах ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, Саундстрим, Apple Podcasts, Google Podcasts и Castbox.

Справка о проекте

Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией — «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Выпуски посвящены представителям династий Демидовых и Строгановых, Ивану Бушуеву, Игорю Курчатову и другим выдающимся личностям, чьи достижения в сфере промышленности, науки и техники широко известны. Однако мало кто знает, что они также способствовали появлению новых культурных явлений. Подкаст будет интересен педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. Выпуски тематической серии дополнят методические материалы.

Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд


Фотография Дмитрия Куткина, «Вечерний Челябинск»

В список новостей