454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
13.09.2023

О писателе-строителе железной дороги рассказал выпуск подкаста «Так культурно!»

Доступен новый эпизод подкаста «Так культурно!». Он вышел в рамках тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» — проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Героем второго выпуска стал Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906). О его вкладе в развитие железнодорожной инфраструктуры и творчестве рассказали эксперты: руководитель редакционного отдела ЧГИК Елена Меньшенина, заместитель директора по науке Объединенного государственного архива Челябинской области, кандидат исторических наук Николай Антипин, а также автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие» Андрей Трушников. Ведущей выпуска стала Наталья Малышкина.

Многим знакомы книги Гарина-Михайловского «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Он оставил след в истории не только как писатель, но и как инженер-путеец. Железная дорога, которая возводилась при непосредственном участии Николая Георгиевича, изменила судьбу Урала.

«Гарин-Михайловский лично проектировал один из сложных участков южноуральской железной дороги – от Бердяуша до Златоуста. Как показывает его биография, в сложные жизненные моменты он всегда возвращался к инженерной стезе», - прокомментировал Николай Антипин.

«Как инженер он мог бы быть удостоен звания «Герой труда», которого в те годы не существовало, - добавила Елена Меньшенина. - Его наградили Орденом Святой Анны. Возведение путей в горнозаводской зоне шло в тяжелейших условиях. Участок, на котором Гарин-Михайловский проводил изыскательские и строительные работы, находился в горном районе, среди рек и болот. Летом одолевала мошкара, зимой – жестокие морозы, далеко не каждый мог это вынести».

Одно из проявлений инженерной гениальности Николая Георгиевича - борьба за удешевление строительства. Неоднократно - и на Урале, и в Сибири - Гарин-Михайловский доказывал, что именно предлагаемые им альтернативные места для прокладки железнодорожных путей экономически более целесообразны.

Участники обсуждения, которое развернулось в рамках выпуска подкаста, сошлись во мнении, что обе ипостаси – и писательская, и инженерная, удивительно переплетались в Гарине-Михайловском. «Железнодорожник – в принципе философ русской земли. Железная дорога – это символ нашего менталитета и вся наша история неразрывно связана с дорогой», — считает Андрей Трушников.

В плотном рабочем графике Гарин-Михайловский умел находить время для творчества. По воспоминаниям современников, у него была очень насыщенная жизнь. Он много путешествовал. Как инженер Николай Георгиевич не мог работать, сидя в кабинете, ему приходилось самому преодолевать километры, на которых строилась железная дорога, что физически было непросто. Напряженный жизненный уклад стал причиной его ранней смерти.

Сюжеты для литературных произведений он находил в работе. Свой писательский путь Гарин-Михайловский начал с малых форм. Первым был очерк «Несколько лет в деревне», посвященный его личному опыту ведения сельского хозяйства и неудачной попытке обустроить крестьянскую общину в Самарской губернии. Сюжет неоконченной повести «Вариант» связан с противостоянием Николая Георгиевича с однофамильцем Константином Михайловским по поводу того, где лучше возводить железнодорожные пути. Проложить путь в литературный мир ему помогли писатели Константин Станюкович (его считают литературным крестным отцом Гарина-Михайловского) и Максим Горький - они высоко оценили писательский талант Николая Георгиевича. После прочтения книги «Несколько лет в деревне» Константин Станюкович приехал из Петербурга в деревню в Самарской губернии, где тогда жил Гарин-Михайловский, чтобы лично познакомиться с писателем.

Также эксперты подкаста обсудили еще один источник творческого вдохновения Гарина-Михайловского – путешествия. В частности, он посетил Корею, Манчжурию, Японию и поделился своими впечатлениями о них в книге «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». «Он описывал города, местные гостиницы, нравы. Такая манера изложения очень похожа на то, как сейчас пишут блогеры», - отметила ведущая Наталья Малышкина.

И снова писательство было неотрывно связано с работой. «Поездка на Дальний Восток была связана с профессиональной деятельностью, - отметил историк Николай Антипин. - Гарин-Михайловский, как инженер-путеец, был участником масштабного геополитического проекта - строительства Транссибирской магистрали, которая соединила европейскую часть страны с Дальним Востоком. Проектируя пути на Южном Урале, Гарин-Михайловский однозначно понимал значение Транссиба и решил отправиться в ее конечную точку».

Проникнуться биографией этого неординарного человека, можно путешествуя по местам, связанным с его жизнью и работой. Как рассказал Николай Антипин, в Государственном литературном музее имени (Москва) сохранилась богатый фотоархив семьи Михайловского. В Объединенном музее писателей Урала (Екатеринбург) хранится очень интересная фотография 1889 года, когда Гарин-Михайловский работал на строительстве южноуральского участка железной дороги. На снимке он запечатлен вместе с товарищами-инженерами. В Челябинске его именем названа улица, которая находится в поселке Дмитрия Донского. Также есть мемориальные доски на зданиях вокзалов Челябинска и Златоуста. В музее Усть-Катава можно посмотреть предметы, связанные со строительством железной дороги – в этом населенном пункте тогда изготавливались рельсы. И, конечно, стоит воочию увидеть монумент «Европа-Азия» на горнозаводском участке железной дороги, который был установлен во время ее строительства.


Выпуск доступен на платформах ВКонтакте, ОдноклассникиЯндекс.Музыка, СаундстримApple PodcastsGoogle PodcastsCastbox.


Справка

Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией — «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Героями выпусков стали представители династий Демидовых и Строгановых, Иван Бушуев, Игорь Курчатов и другие выдающиеся личности, чьи достижения в сфере науки и деловых проектов широко известны. Однако мало кто знает, как их увлечения поспособствовали запуску новых культурных явлений. Кроме выпусков подкаста, авторы подготовят и презентуют методические рекомендации, которые позволят педагогам и экскурсоводам использовать материалы серии в работе. Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд


Фотография: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)
В список новостей