Сериал «Пещера» запустил дискуссию о сохранении археологических памятников
Медиахолдинг «Гранада Пресс» стал участником панельной дискуссии «Археологический памятник в масс-медиа. Документальный сериал "Пещера"». Мероприятие организовал факультет документальных коммуникаций Челябинского государственного института культуры. Его инициаторами стали студенты-музеологи 3-го курса под руководством доцента кафедры истории, музеологии и документоведения Ирины Андреевой.
Поводом для обсуждения стал документальный сериал «Пещера», который медиахолдинг «Гранада Пресс» снял при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в 2024 году. С момента выхода 5 эпизодов суммарно собрали более 800 тысяч просмотров в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Документальный сериал стал беспрецедентным шагом к спасению Игнатиевской пещеры – достопримечательного места, известного на весь мир памятниками первобытной живописи. Более 300 таких пещер открыто в Европе, и только три известны на территории РФ, причем две из них – Игнатиевская и Серпиевская-2 – на западе Челябинской области.
«Со всего мира едут сюда, а ты тут живешь, и не видишь, что рядом». Этот тезис стал отправной точкой создания фильма. И, одновременно, провокацией. Ибо несанкционированные туристские посещения разрушают памятник, и в данный момент пещера закрыта, проникновение в нее является нарушением закона. Однако, как говорит с экрана один из экспертов, «закрытая пещера никому не нужна!».
Эта коллизия сохранения памятника и его популяризации, взаимодействия журналистского и научно-популярного дискурсов была в центре обсуждения авторитетных специалистов Челябинской области. Прошедший со времени премьеры период позволил оценить социальные эффекты выхода фильма.
Режиссёр, сценарист и идейный вдохновитель «Пещеры» Андрей Трушников (директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс») констатировал интерес и внимание ко всему объему медиаконтента проекта со стороны властных структур, выход развернутых журналистских публикаций, основанных не на сенсационном эффекте, а на компетентном знании.
Пятисерийная история путешествия Алексея Туева (научный сотрудник Государственного исторического музея Южного Урала) – реального, а не вымышленного персонажа, который принял участие в дискуссии, – это приключения открытия нашим современником памятника мирового значения, опыт получения нового взгляда на свое жизненное пространство с помощью ученых – археологов, геммологов, геологов.
Археология в грамотной подаче гораздо увлекательнее спекулятивных «конспирологических» теорий, эту идею активно поддержали принявшие участие в дискуссии музеологи Государственного исторического музея Южного Урала. А для медиахолдинга «Пещера» стала триггером новых проектов – один из которых – «Радио Наука» уже реализуется, другой – «Пещерный град» – рассматривают эксперты грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив.
Заинтересованное участие в дискуссии приняли специалисты охранной археологии Центра историко-культурных исследований «Астра»: исполнительный директор Елена Гущина, научный сотрудник Екатерина Яковлева и старший научный сотрудник Валерий Андреев.
К дискуссии присоединились научные сотрудники НОЦ Изучения природы и человека ЮУРГУ Суфия Газизова и Фонда содействия сохранению наследия «Южный Урал» Евгений Макиевский. На первый взгляд, они являются сторонниками позиции «тем лучше сохраняется памятник, чем меньше людей о нем знает». Однако проблема гораздо глубже, обсуждение получило сразу несколько направлений:
Как предотвратить деятельность «черных археологов» и есть ли на них какие-либо методы давления и повышения ответственности за несанкционированный приборный поиск?
Какие действия предпринимаются при сотрудничестве со строительными компаниями, если на месте работы специалисты нашли ценные археологические предметы?
Какова значимость сотрудничества организаций охранной археологии со СМИ и населением?
Музейная сфера была представлена научными сотрудниками ГИМЮУ Ириной Банниковой и Анной Машаровой, заведующей Музеем археологии и этнографии ЧелГУ Екатериной Чайко. Они подняли вопросы цитирования памятника в формах музейной популяризации, обосновали принципиальную значимость создания туристско-музейной инфраструктуры и сделали, пожалуй, главный вывод, актуальный для институций сохранения объектов культурного и природного наследия, СМИ и будущих музеологов: умная, деликатная популяризация памятника – и есть основная стратегия сохранения, к сохранению надо идти не через табу, а через интерес, формируя таким образом экологичные, памятникосберегающие модели поведения.
Версии ответов на вопрос, как сделать так, чтобы Игнатиевская пещера была открыта для посещения и нужно ли это вообще, стали вкладом в континуум идей проекта «Новая музеология: как проектировать современный музей?».
Документальный сериал «Пещера» и дополнительные материалы об Игнатиевской пещере можно найти в отдельном плейлисте в VK Видео.
А. Туев во время съемок документального сериала «Пещера».
Фотография Дмитрия Куткина, «Вечерний Челябинск»
Съемочная группа в Игнатиевской пещере.
В центре — В. Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ.
Фотография Дмитрия Куткина, «Вечерний Челябинск»