454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
10.08.2021

Создание условий для обучения особенных детей в обычных школах региона

10 августа пресс-центр «Гранада Пресс» провел онлайн пресс-конференцию «Создание условий для обучения особенных детей в обычных школах региона». В качестве спикеров выступили: уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова; начальник управления общего образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина; председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова; заместитель начальника управления образования администрации города Магнитогорска Ольга Бирюк.

В Челябинской области насчитывается почти 30 тысяч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такой статус присваивается ребенку по итогам психолого-педагогической комиссии. Эксперты отмечают, что число детей с ОВЗ растет в целом по стране, и в Челябинской области в частности.

На Южном Урале действуют 50 коррекционных школ для учеников с разными нозологиями. Они предусматривают серьезное медицинское сопровождение, но не предполагают общение детей с ОВЗ с обычными детьми.

«619 образовательных организаций Челябинской области реализуют инклюзивное образование, в них учится 43% детей с ОВЗ. Такой подход позволяет особенным детям учится в общеобразовательном классе вместе со своими сверстниками. Однако не все школы имеют возможность обеспечить индивидуальное сопровождение особенного ребенка, — рассказала начальник управления общего образования министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина. — Мы ведем работу в этом направлении. В 175 южноуральских школах открыто 810 коррекционных классов. Также на территории региона действуют центры психолого-медико-педагогической помощи, ресурсные центры. Современной методикой инклюзивного образования являются ресурсные классы, позволяющие вовлекать детей с ОВЗ по мере их готовности в любую образовательную и воспитательную школьную деятельность».

Созданию условий для обучения детей с разными образовательными потребностями уделяет внимание губернатор Челябинской области Алексей Текслер и его первый заместитель Ирина Гехт. В работу включена детский омбудсмен Евгения Майорова.

«Как уполномоченный я ставлю себе задачу способствовать продвижению и внедрению лучших инновационных практик для детей Челябинской области, — отметила она. — Наша задача — не только обучать, но и максимально социализировать детей с ОВЗ, чтобы в дальнейшем они могли получить профессию, работать, создавать семьи».

Председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова продвигает систему ресурсных классов в регионе с 2016 года. «Совместное обучение позволяет детям с ОВЗ приобретать круг социальной поддержки, а у обычных школьников формирует толерантное отношение, — считает она. — Еще один плюс такой методики обучения заключается в том, что ресурсные классы позволяют родителям вернуться на работу, пока их дети учатся в школе. И сам ребенок, когда вырастет, сможет освоить профессию и найти работу».

По инициативе организации «Открытое сердце» в Челябинске на базе школы №109 был открыт первый ресурсный класс. Он позволил достичь значительных образовательных успехов. Одна из его учениц осваивает 90% учебной программы в общеобразовательном классе. Наработан положительный опыт совместного обучения детей с ОВЗ и детей с синдромом Дауна.

«Открытое сердце» регулярно получает от родителей региона запросы на открытие дополнительных ресурсных классов. Есть потребность в создании 20 классов в 10 муниципалитетах Южного Урала. Наиболее активны в этом вопросе родители из Челябинска, Магнитогорска, Миасса и других населенных пунктов.

Сейчас в Челябинской области ведется разработка нормативно-правовой базы для развития системы ресурсных классов. Южный Урал активно изучает и перенимает лучший опыт по инклюзивному образованию у других регионов. Разрабатывается программа повышения квалификации для педагогов, это позволит обучать специалистов для ресурсных классов в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО). За последний год благодаря организации «Открытое сердце» за счет привлечения средств гранта губернатора Челябинской области было подготовлено 7 команд для запуска ресурсных классов. Обучение проводили федеральные эксперты, в их числе президент «Центра проблем аутизма», член экспертного Совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра при министерстве образования РФ Екатерина Мень и директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев.

В январе 2022 года второй в регионе ресурсный класс откроется в школе №20 Магнитогорска. По словам заместителя начальника управления образования администрации города Магнитогорска Ольги Бирюк, сейчас ведется работа по ремонту помещений и оснащению необходимым оборудованием, подготовки педагогического состава и администрации школы к обучению детей с ОВЗ. В классе смогут учиться 4-5 юных магнитогорцев.

Эксперты подчеркивают, что открытие ресурсного класса требует серьезных финансовых вложений в оборудование помещений, подготовку педагогов и формирование фонда оплаты труда. Для этого необходимо объединение усилий всех сторон образовательного процесса: представителей органов власти и школ, педагогов, родителей, участие общественных организаций и бизнес-структур. Безусловно, важно и компетентное методическое сопровождение ресурсных классов, его в Челябинской области осуществляет организация «Открытое сердце».

 

Видеозапись пресс-конференции доступна на канале Гранада Пресс: https://youtu.be/rEgG8y5AUSE


Фото Д. Куткина («Вечерний Челябинск»)

В список новостей