454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
02.10.2020

Существует ли родительский экстремизм и нужно ли с ним бороться

2 октября в пресс-центре «Гранада Пресс» состоялась онлайн пресс-конференция «Существует ли родительский экстремизм и нужно ли с ним бороться». В качестве спикеров выступили: доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЧГПУ) Валентина Долгова; председатель Совета родительской общественности Копейского городского округа Андрей Горланцев; педагог-психолог академического лицея №95 города Челябинска Елена Батина.

Как пояснила Валентина Долгова, родительский экстремизм — это крайняя форма реализации родительских функций. Он порождается такими социальными и психологическими факторами как собственная несостоятельность, комплекс отличника, нереализованность социокультурных притязаний, неприятие своего ребёнка, а также страх за его дальнейшую судьбу. Еще одна причина возникновения данного явления — подход к образовательному процессу как к услуге, когда родитель осознает себя только в роли заказчика образовательных услуг.

«И родители, и дети, и педагоги должны быть союзниками, — продолжил мысль Андрей Горланцев, — так как они все преследуют одну цель. Здоровый родительский эгоизм есть у каждого, но в образовательном процессе цели нужно искать единомышленников, потому что ребёнок сам по себе развиться не может. В этом могут помочь сотрудники образовательных организаций: садиков, и школ, и организаций дополнительного образования».

По мнению участников онлайн пресс-конференции, важно, чтобы между педагогами и родителями выстроились доверительные отношения. «На практике мы сталкиваемся с отсутствием диалога и культуры общения, — прокомментировала Елена Батина. — Родители рассматривают ситуацию с позиции своего ребенка и социального заказа; педагоги и администрация школы — системы. Когда же стороны приходят к открытому диалогу, то начинают слышать друг друга. Но очень часто проблема решается только на уровне бумаг и не в пользу детей».

Решать конфликты в образовательных учреждениях может помочь институт медиации. При таком подходе в разрешении конфликта участвует медиатор — третейский судья, его работа заключается в выяснении истинных проблем и поиске компромисса. Однако эксперты настаивают: прибегать к помощи медиатора нужно в тот момент, пока конфликт находится еще в зачаточном состоянии. «Дети, зачастую, быстро мирятся, а взрослые начинают подливать масло в огонь различными заявлениями, сообщениями в родительских чатах», — пояснил Андрей Горланцев.

«При отсутствии отдельного специалиста школьный педагог-психолог может выступить в роли модератора, — отметила Елена Батина. — Иногда просто визит родителя к педагогу-психологу может помочь разрешить ситуацию. В некоторых случаях я направляю родителей с детьми к психологам, которых считаю профессионалами и которым доверяю».

Одним из способов решить проблему непонимания считаются просветительские занятия для родителей. Их недостаток, по мнению Валентины Долговой, заключается в том, что эти занятия, как правило, посещают родители-«отличники», то есть те, кто уделяет значительное внимание вопросам воспитания. А вот те, кто изначально не особо нацелен на выстраивание грамотного диалога с образовательными организациями, могут проигнорировать курсы.

«Начинать нужно с прививания семье уважительного отношения к школе и педагогам. Если родители будут уважать труд учителя, то эти ценности будут привиты и детям», — подчеркнула Валентина Долгова. Дети, особенно маленькие, не могут самостоятельно сформировать свое мнение об учителях, они основываются на том, что считают их родители. «Дети неохотно нас слушают, но охотно копируют, — заметил Андрей Горланцев. — Мы советуем родителям не обсуждать при ребенке педагогов, не говорить о них в отрицательном ключе. Конечно, во всех сферах деятельности есть разные люди. Но если ребенку постоянно внушается, что в школе ничему не учат, то у него сформируется неуважение и недоверие к учителям. Он начинает искать авторитетов не в школе, а на стороне».



 

Видеозапись пресс-конференции доступна на YouTube-канале «Гранада Пресс»: https://youtu.be/FaZGBVMINiI



 

Цитаты

 

Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Валентина Долгова: «Сегодня учитель менее защищен, чем родитель».

 

Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Валентина Долгова: «Есть много детей, которые не хотят ходить в школу, потому что в семье ему привили неправильное отношение к школе. В некоторых семьях школой пугают, говоря ребенку: «Ты пойдёшь в школу, и там тебе покажут». Вместо угроз родитель мог бы обратиться за помощью к профессионалу — педагогу — и спросить, что нужно делать в тех случаях, когда, например, ребенок грубит».

 

Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Валентина Долгова: «Хочу напомнить одно из главных правил психологии: эмоции должны быть высказаны. Порой позволение родителю проявить эмоции помогает погасить зарождающийся конфликт. Главное, чтобы учитель или психолог вел в этот момент себя тактично».

Председатель Совета родительской общественности Копейского городского округа Андрей Горланцев: «Педагог должен быть открытым, понятным для ребенка и родителя. Вот именно вопрос открытости и понятности каких-то действий школы, работы на упреждение конфликтов недостаточно проработан в современных образовательных организациях».

 

Председатель Совета родительской общественности Копейского городского округа Андрей Горланцев: «Я советую многим родителям обращаться к психологам. Визит к специалисту вовсе не означает, что у человека какие-то отклонения. Если есть недопонимание с ребенком или самим собой, то лучше обратиться к психологу. Это может быть и школьный педагог-психолог, и психолог-профессионал».

 

Педагог-психолог академического лицея №95 города Челябинска Елена Батина: «В нашем лицее мы запускаем программу диагностики детско-родительских отношений и отношений в системах «учитель-родитель», «родитель, обучающийся, педагог». Планируем узнать, какое количество родителей готовы к сотрудничеству и открытому взаимодействию со школой, а сколько находятся в противодействующей позиции. На основе диагностики будет выстроен план мероприятий по вовлечению родителей в активное сотрудничество».

 

Педагог-психолог академического лицея №95 города Челябинска Елена Батина: «Появилось много инструментов общения — социальные сети, мессенджеры. А вот культуры и правил цифрового общения не хватает. Родительские чаты играют важную роль, но, в то же время, зачастую передают ненужную информацию. Они требуют постоянной модерации».

В список новостей