Вышел заключительный эпизод тематической серии подкаста «Так культурно!»
Вышел десятый эпизод подкаста «Так культурно!». Это завершающий выпуск тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» — проекта медиахолдинга «Гранада Пресс», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В предыдущих девяти выпусках приглашенные эксперты рассказывали о выдающихся людях, связанных с Уралом, чья деятельность повлияла на промышленное, технологическое и научное развитие страны, а также поспособствовала возникновению культурных направлений. Слушатели подкаста узнали о том, что объединяло представителей династий Строгановых и Демидовых, Дмитрия Менделеева, Игоря Курчатова и многих других героев подкаста с искусством.
Настало время подвести промежуточные итоги проекта и обсудить, как новые медиа могут использоваться в образовательном процессе. В студии собрались эксперты: доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук Вячеслав Кузнецов; писатель, автор книги «Ахмеров. История Подвига» Максим Бодягин, а также руководитель проекта «Так культурно!» Андрей Трушников. Выпуск подготовила и провела Наталья Малышкина.
В начале Андрей Трушников рассказал слушателям, как возникла идея создать проект для учителей и экскурсоводов. Она родилась из осознания того, что педагогам нужен дополнительный инструмент, созданный с новыми медиа, чтобы они могли говорить со школьниками на понятном подрастающим поколением языке и при этом доносили до них важные смыслы о родной стране. Проект не претендует быть истиной в последней инстанции, его главная задача — вдохновить учителей, экскурсоводов, а также других специалистов искать и создавать новые методики работы с краеведческим материалом, которые были бы востребованы современными детьми.
Региональный компонент может присутствовать практически во всех школьных предметах. Насколько он будет актуальным и интересным для учеников, зависит, прежде всего, от профессионализма педагога. «Школьная программа включает в себя не только уроки, но и внеурочную деятельность, серию различных воспитательных программ, — прокомментировал Вячеслав Кузнецов. — Есть норма, что одна треть должна отражать особенности региона. Преподавание будет эффективным, только если оно будет учитывать особенности школы, её условия, контингент детей, запросы родителей. Это все, собственно, в широком смысле краеведение. Если мы хотим рассказывать об истории и культуре родного края, то, прежде всего, сами должны их понимать, а потом организовывать соответствующую работу с детьми».
Подкаст «Так культурно» предложил посмотреть на исторические процессы через призму личности. Писатель Максим Бодягин подчеркнул, что Урал богат талантливыми деятелями, многие из них широко известны, но чьи-то имена открываются широкой общественности только сейчас. Несколько лет назад была издана книга Максима Бодягина «Ахмеров. История Подвига».
«Исхак Абдулович Ахмеров был главой нелегальной резидентуры советской разведки в Нью-Йорке в годы Великой Отечественной войны, — рассказал писатель. — Он приложил руку к проекту создания атомной бомбы «Энормас», который потом разрабатывал Курчатов. БОльшая часть оперативной биографии Ахмерова засекречена и, скорее всего, не будет рассекречена никогда. Мне пришлось провести довольно много интервью и исследований. Я старался опираться на те крупицы фактов, которые были мне доступны. Раньше ни о полковнике Ахмерове никто не слышал, ни о его роли в истории создания атомной бомбы, ни о его отношении к Уралу, а он родился в Троицке. С момента выхода книги прошло 8 лет. Недавно в Челябинске сняли фильм о Курчатове, где Ахмерову отвели значительную роль. Постепенно мы открываем своих героев, и пока не понятно, сколько мы их еще откроем, потому что богата талантами земля уральская».
Если говорить о том, какие инструменты помогают вовлечь школьников в изучение истории и культуры, то эксперты сошлись во мнении, что в этом могут помочь игры. Раньше это были кроссворды, шарады, а теперь фольклору посвящаются целые компьютерные игры.
Однако использовать мультимедийные технологии в образовательном процессе «как есть» не стоит. Просто включить фильм или подкаст на уроке абсолютно недостаточно: скорее всего, дети даже не будут его смотреть или слушать. Поэтому учитель должен предложить ученику роль не пассивного зрителя или слушателя, а активного исследователя.
«Лучше, если нужный подкаст школьники сами найдут в интернете, — объяснил Вячеслав Кузнецов. — Для этого педагог заранее заготавливает «крючки» — предлагает найти ответ на вопрос или решить викторину. Разгадка как раз должна находится в конкретном подкасте и нигде больше. Само задание нужно сделать интересным для ребенка, мотивирующим послушать, погрузиться в материал. На самом деле этот прием – хорошо забытое старое. Раньше школьников отправляли в библиотеку и давали задание подготовить сообщение. Сейчас то же самое, только с интернетом».
Кроме этого, учитель может предложить детям самим записать подкаст. Как правило, они сами что-то подобное уже делают, руководствуясь трендами из социальных сетей. Педагог же может найти востребованные детьми направления и преобразовать их под образовательные и воспитательные задачи.
Отметим, что тематическая серия подкаста — это только часть проекта. О продолжении рассказал Андрей Трушников: «Мы готовим серию встреч — и в онлайн, и в очном формате — с педагогами и экскурсоводами из разных регионов Урала. На мероприятиях будет презентованы выпуски тематической серии и созданный на их основе лонгрид. Кроме этого, эксперты, которые принимали участие в записи подкастов, будут приглашены на эти встречи и лично ответят на вопросы педагогов о методиках работы. Мы, как специалисты в области информации, постараемся рассказать учителям и другим специалистам, как они могут использовать в своей работе возможности новых медиа. Мы очень благодарны Президентскому фонду культурных инициатив за поддержку нашего проекта».
Выпуск «Увлечь краеведением. Чем новые медиа могут быть полезны педагогам и экскурсоводам» можно услышать на платформах: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, Саундстрим, Apple Podcasts, Google Podcasts и Castbox.
Справка о проекте
Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Выпуски посвящены представителям династий Демидовых и Строгановых, Ивану Бушуеву, Игорю Курчатову и другим выдающимся личностям, чьи достижения в сфере промышленности, науки и техники широко известны. Однако мало кто знает, что они также способствовали появлению новых культурных явлений. Подкаст будет интересен педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. Выпуски тематической серии дополнят методические материалы.
Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
Автор: Дмитрий Куткин
В список новостей