454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 61-б, 3-й этаж, офис 9
8 351 777-40-80
Медиахолдинг. Издательский Дом. Рекламное Агентство. Пресс-центр.
Подать объявление Заказать звонок
17.10.2023

Вышел заключительный эпизод тематической серии подкаста «Так культурно!»

Вышел десятый эпизод подкаста «Так культурно!». Это завершающий выпуск тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» — проекта медиахолдинга «Гранада Пресс», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В предыдущих девяти выпусках приглашенные эксперты рассказывали о выдающихся людях, связанных с Уралом, чья деятельность повлияла на промышленное, технологическое и научное развитие страны, а также поспособствовала возникновению культурных направлений. Слушатели подкаста узнали о том, что объединяло представителей династий Строгановых и Демидовых, Дмитрия Менделеева, Игоря Курчатова и многих других героев подкаста с искусством.

Настало время подвести промежуточные итоги проекта и обсудить, как новые медиа могут использоваться в образовательном процессе. В студии собрались эксперты: доцент кафедры истории России и зарубежных стран Челябинского государственного университета, кандидат исторических наук Вячеслав Кузнецов; писатель, автор книги «Ахмеров. История Подвига» Максим Бодягин, а также руководитель проекта «Так культурно!» Андрей Трушников. Выпуск подготовила и провела Наталья Малышкина.

В начале Андрей Трушников рассказал слушателям, как возникла идея создать проект для учителей и экскурсоводов. Она родилась из осознания того, что педагогам нужен дополнительный инструмент, созданный с новыми медиа, чтобы они могли говорить со школьниками на понятном подрастающим поколением языке и при этом доносили до них важные смыслы о родной стране. Проект не претендует быть истиной в последней инстанции, его главная задача — вдохновить учителей, экскурсоводов, а также других специалистов искать и создавать новые методики работы с краеведческим материалом, которые были бы востребованы современными детьми.

Региональный компонент может присутствовать практически во всех школьных предметах. Насколько он будет актуальным и интересным для учеников, зависит, прежде всего, от профессионализма педагога. «Школьная программа включает в себя не только уроки, но и внеурочную деятельность, серию различных воспитательных программ, — прокомментировал Вячеслав Кузнецов. — Есть норма, что одна треть должна отражать особенности региона. Преподавание будет эффективным, только если оно будет учитывать особенности школы, её условия, контингент детей, запросы родителей. Это все, собственно, в широком смысле краеведение. Если мы хотим рассказывать об истории и культуре родного края, то, прежде всего, сами должны их понимать, а потом организовывать соответствующую работу с детьми».

Подкаст «Так культурно» предложил посмотреть на исторические процессы через призму личности. Писатель Максим Бодягин подчеркнул, что Урал богат талантливыми деятелями, многие из них широко известны, но чьи-то имена открываются широкой общественности только сейчас. Несколько лет назад была издана книга Максима Бодягина «Ахмеров. История Подвига».

«Исхак Абдулович Ахмеров был главой нелегальной резидентуры советской разведки в Нью-Йорке в годы Великой Отечественной войны, — рассказал писатель. — Он приложил руку к проекту создания атомной бомбы «Энормас», который потом разрабатывал Курчатов. БОльшая часть оперативной биографии Ахмерова засекречена и, скорее всего, не будет рассекречена никогда. Мне пришлось провести довольно много интервью и исследований. Я старался опираться на те крупицы фактов, которые были мне доступны. Раньше ни о полковнике Ахмерове никто не слышал, ни о его роли  в истории создания атомной бомбы, ни о его отношении к Уралу, а он родился в Троицке. С момента выхода книги прошло 8 лет. Недавно в Челябинске сняли фильм о Курчатове, где Ахмерову отвели значительную роль. Постепенно мы открываем своих героев, и пока не понятно, сколько мы их еще откроем, потому что богата талантами земля уральская».

Если говорить о том, какие инструменты помогают вовлечь школьников в изучение истории и культуры, то эксперты сошлись во мнении, что в этом могут помочь игры. Раньше это были кроссворды, шарады, а теперь фольклору посвящаются целые компьютерные игры.

Однако использовать мультимедийные технологии в образовательном процессе «как есть» не стоит. Просто включить фильм или подкаст на уроке абсолютно недостаточно: скорее всего, дети даже не будут его смотреть или слушать. Поэтому учитель должен предложить ученику роль не пассивного зрителя или слушателя, а активного исследователя.

«Лучше, если нужный подкаст школьники сами найдут в интернете, — объяснил Вячеслав Кузнецов. — Для этого педагог заранее заготавливает «крючки» — предлагает найти ответ на вопрос или решить викторину. Разгадка как раз должна находится в конкретном подкасте и нигде больше. Само задание нужно сделать интересным для ребенка, мотивирующим послушать, погрузиться в материал. На самом деле этот прием – хорошо забытое старое. Раньше школьников отправляли в библиотеку и давали задание подготовить сообщение. Сейчас то же самое, только с интернетом».

Кроме этого, учитель может предложить детям самим записать подкаст. Как правило, они сами что-то подобное уже делают, руководствуясь трендами из социальных сетей. Педагог же может найти востребованные детьми направления и преобразовать их под образовательные и воспитательные задачи.

Отметим, что тематическая серия подкаста — это только часть проекта. О продолжении рассказал Андрей Трушников: «Мы готовим серию встреч — и в онлайн, и в очном формате — с педагогами и экскурсоводами из разных регионов Урала. На мероприятиях будет презентованы выпуски тематической серии и созданный на их основе лонгрид. Кроме этого, эксперты, которые принимали участие в записи подкастов, будут приглашены на эти встречи и лично ответят на вопросы педагогов о методиках работы. Мы, как специалисты в области информации, постараемся рассказать учителям и другим специалистам, как они могут использовать в своей работе возможности новых медиа. Мы очень благодарны Президентскому фонду культурных инициатив за поддержку нашего проекта».

Выпуск «Увлечь краеведением. Чем новые медиа могут быть полезны педагогам и экскурсоводам» можно услышать на платформах: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, СаундстримApple PodcastsGoogle Podcasts и Castbox.

Справка о проекте

Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Выпуски посвящены представителям династий Демидовых и Строгановых, Ивану Бушуеву, Игорю Курчатову и другим выдающимся личностям, чьи достижения в сфере промышленности, науки и техники широко известны. Однако мало кто знает, что они также способствовали появлению новых культурных явлений. Подкаст будет интересен педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. Выпуски тематической серии дополнят методические материалы.

Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд



Фотография Дмитрия Куткина, «Вечерний Челябинск»
В список новостей