Команда подкаста «Так культурно!» выпустила эпизод про культурное наследие династии Строгановых
Более 300 лет тому назад они были самыми богатыми людьми России. Благодаря этой семье территория страны увеличилась почти вдвое, а Петербург получил одну из самых важных значимых достопримечательностей — Казанский собор. Новый выпуск подкаста «Так культурно!» из тематической серии, поддержанной Президентским фондом культурных инициатив, посвящен крупным солепромышленникам Строгановым. Об их культурном наследии слушателям рассказали председатель Совета отделения Российского исторического общества в Челябинской области, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заведующая кафедрой теологии, культуры и искусства Южно-Уральского государственного университета Наталья Парфентьева; лектор-искусствовед Исторического музея Южного Урала Марья Аникина, автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие» Андрей Трушников. Выпуск подготовила и провела Наталья Малышкина.
Как рассказала профессор Наталья Парфентьева, основателем великой династии был Аника Строганов из маленького городка Соль-на-Вычегде (ныне Сольвычегодск), располагавшегося между Вологодской и Архангельской губерниями. Его отличала предприимчивость: в 19 лет он владел половиной земель на посаде. «Аника Строганов был грамотным. В его библиотеке хранилось более 200 книг. Тогда — это 1550-е годы, времена Ивана Васильевича Грозного — такие библиотеки только были у вельмож, да и то не у всех, и у монастырей. Вот эта книжность, любовь к чтению, привела Анику к мастерству управления своими огромными, даже по тем временам, вотчинами. Государь Иван Васильевич Грозный давал ему земли, не облагал налогами, понимая, что это фронтир, это будущее. Аника Строганов был деятелем государственного значения».
Основатель династии считал важным развивать культуру. Будучи очень религиозным человеком, он построил в Соли-на-Вычегде потрясающий по красоте Благовещенский собор. Храм освятили уже после смерти Аники. Собор расписывали лучшие мастера из Москвы: Строгановы пригласили иконники государевой Оружейной палаты.
При внуке Аники, Никите Григорьевиче, возникла строгановская школа иконописи. Строгановские иконы — миниатюры на золоте — отличала особенная одухотворенность и проработанность деталей.
«Действительно, дробное письмо — одна из важнейших характеристик строгановских икон, но прежде всего нужно отметить их богатство. Они были сделаны очень изящно, одухотворённо, и, мне кажется, вкусы заказчика Никиты Григорьевича здесь играли большую роль. Строгановская иконопись — не просто русское сокровище, а достижение мирового уровня». Увидеть иконы на золоте можно в Благовещенском соборе в Сольвычегодске, Пермской картинной галерее, Русском музее, Третьяковской галерее.
Проникнуться красотою строгановских икон можно будет и в Государственном историческом музее Южного Урала. Сейчас его сотрудники готовят выставку, посвященную уральской школе иконописи, которая станет четвертой в серии экспозиций «Уральское чудо».
Уникальное наследие строгановских мастерских дошло до наших дней благодаря усилиям Сергея Григорьевича Строганова. Его называют последним из великих Строгановых. Он был воспитателем Александра III и основал Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам, ныне Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г.Строганова, проще - Строгановский университет. До 1918 года семейство содержало учебное заведение на свои деньги.
«Строгановы очень большое значение придавали обучению своих крепостных людей, — рассказала Марья Аникина. — Если говорить о Строгановском училище, то его основатель Сергей Григорьевич так сформулировал его цель: «чтобы молодым людям, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство». Художественное образование у нас в России во многом началось как раз со Строгановых».
Еще одно направление в искусстве, которое возникло благодаря роду солепромышленников, это особый вид лицевого шитья. Рукодельницы создавали настоящие шедевры золотой нитью, которая незаметно прикреплялась к полотну шелком. Это была очень кропотливая работа. Как пояснила Марья Аникина, шитьем в строгановских мастерских украшались церковные предметы: пелены, облачения. «Это была благочестивая работа, которой занимались не только крепостные девушки, но и сама хозяйка дома», — добавила эксперт. Жена Никиты Григорьевича Строганова, Евпраксия, руководила работами по лицевому шитью.
В выпуске подкаста можно услышать об истории возникновения строгановской (усольской) школе певческого искусства, которая продолжала и развивала византийские традиции.
Обсуждая культурное наследие династии, эксперты отметили необходимость создания туристического маршрута по Строгановским местам. Он может включать Пермь, поселок Ильинский (Пермский край), город Сатка (Челябинская область), Билимбаевские заводы (Республика Башкортостан), Сольвычегорск (Архангельская область), а также другие другие точки, расположенные на Урале и за его пределами.
Добавим, что выпуск подкаста «Так культурно!», посвященный Строгановым, вышел в рамках тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали», созданной при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ранее создатели знакомили слушателей с культурным наследием династии Демидовых.
Эпизод «Как уральские промышленники создали новые направления в искусстве. Династия Строгановых» доступен на платформах: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Музыка, Саундстрим, Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox.
Справка
Подкаст «Так культурно!» с новой тематической серией — «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали» рассказывает, какой вклад в развитие искусства внесли уральские ученые, инженеры и промышленники. Выпуски посвящены представителям династий Демидовых и Строгановых, Ивану Бушуеву, Игорю Курчатову и другим выдающимся личностям, чьи достижения в сфере промышленности, науки и техники широко известны. Однако мало кто знает, что они также способствовали появлению новых культурных явлений. Подкаст будет интересен педагогам, экскурсоводам, сотрудникам музеев и библиотек и всем, кто связан с краеведением. Выпуски тематической серии дополнят методические материалы.
Проект медиахолдинга «Гранада Пресс» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд
В список новостей